ИЕРОМОНАХ РОМАН. БИТВА ОБРАЗОВ
Приближается, душе́, конец, приближается.
Канон прп. Андрея Критского. Песнь 4-я
Начало Великого поста. По церковному Уставу полагается полное воздержание от еды — неядение. Пьём воду, чувствуя как изнемогающая плоть пытается перестроиться и приспособиться к новым условиям. Дни проходят в Храме за длинными великопостными Службами. Уши открыты псалмам и канонам, глаза видят только иконы и богослужебные книги. Ничто не отвлекает и не развлекает. Смотрю на иконостас домовой Церквушки и знаю: это то, что созидает и обновляет.
После Службы выхожу из кельи, вдыхаю ещё морозный мартовский воздух, крещусь на Храм «Взыскание погибших» и иду к реке. В ушах ещё звучат покаянные слова Великого канона: «аз же по руку́ и ногу́ связан, вон низвержен есмь», но лазурь мартовского неба дышит любовью и надеждой. Ведущая к реке тропинка чуть покрыта водой и оскудевающим льдом. Прикасаюсь рукой к талой воде, она холодна и чиста, как это мартовское небо. Ветерок играет позолотой прошлогодней травы. Кое-где река уже вскрылась, прибив ко льду невесть откуда взявшиеся обломки веток и камыша, словно желая к Празднику очистить себя от мусора. Внезапно из дальней полыньи выныривает бобёр, тяжело забирается на лёд и, повертев головой по сторонам, увидев человека, спешно бросается в воду. Чтобы не мешать неустанному труднику, возвращаюсь к берёзовой роще. Берёзкам здесь вольготно, едва покачивая верхушками на ветру, они упираются в лазуревую мартовскую высь. Всюду мир и светлая печаль. Земные образы Божьего творения, не повреждённые безумием человека, несут покой ищущим покоя. Мир видимый пока ещё отражает чистоту и совершенство мира невидимого, но человек безжалостно губит Божественные образы природы, создавая свои, более яркие и крикливые, развлекающие и отвлекающие души от самого главного — Спасения.
Театры, кинотеатры, библиотеки, телевидение, стадионы наполнены образами сего мiра. Они входят в нас через глаза и уши, оседают где-то в глубинных запасника́х головы и, как змеиный яд, отравляют сознание, душу и саму жизнь. И какие только образы не таятся в наших запасниках! Какие только битвы они не устраивают! Подобно хорошо обученным гладиаторам, образы падшего мiра находятся в постоянном сражении с образами Божьими, которыми Церковь-Мать наделяет каждого правдолюбца. Благодаря этим образам душа прозревает, начинает исцеляться и устремляется в Вечность, находя великий смысл даже в бренности человеческой природы. Принимая Божьи образы, человек отметает расчеловечение и бесоуподобление, восстанавливает образ Божий в себе и только тогда становится Человеком.
Лукавый князь мiра сего знает, что, пока существует Церковь, расчеловечение и бесоподобие не будут полными, и потому пытается подменить Божие своим даже в святых местах и в душах, просвещённых Святым Крещением. Канувшее в прошлое воинствующее безбожие не нуждалось в подменах: в припадках беснования оно замахнулось на Небеса, но только плодило сонмы исповедников и мучеников. Испытывая гонения, Церковь торжествовала, вводя в Небесные обители верных Своих чад. Лютейшие гонения захлебнулись в крови новомучеников. И тогда первый отступник и лицедей прошептал пастырям Евангельское слово: «Вы есте соль земли!» И от себя добавил: «Осолите мiр, чтобы спасти Церковь и не выродиться в малую секту. Будьте как все!» И вмиг забыли «спасатели», что только Церковь спасает! Отвергли Божьи образы и, благословясь, не имея Духа, ринулись в театры и на стадионы, пытаясь мыльным словопузырением благовествовать о Горнем мире. И в скором времени все увидели плоды «просвещённейших» благовестителей — Храмы уподобились театрам и стадионам, а прихожане зевакам и болельщикам.
Вытеснение образов Божьих продолжается. Епископская власть, понимаемая Апостолами как служение и путь на Голгофу, часто вырождается в безнаказанную тиранию. Иночествующие не знают, кому угодить больше — Господу или владыке? От покаянного монашеского делания остались одни покаянные одежды! Беря пример с тщеславного мiра, многие кинулись за званиями и наградами. И в самом деле, что за монах или иерей без медальки или ордена? Соль оказалась морским песком. Но если мы только по внешности Божии, то нам ничего не остаётся, как, собрав последние силы, возопить к долготерпеливому Человеколюбцу:
Пощади, пощади, Господи, создание Твое!
Иеромонах Роман
17 марта 2021
Скит Ветрово
https://vetrovo.ru/prose/bitva-obrazov/